Когда-то Владимирскую землю именовали Русью Залесской, потому что покрыта была густыми непроходимыми лесами. До сих пор стоят на Северо-Востоке города, имеющие в своем название прямое указание на этот факт – Переславль – Залесский, основанный в 1152 году Юрием Долгоруким.
Да и сам город Владимир в первые века после основания в 990 году Владимиром Красное Солнышко, долгое время именовался Владимир-Залесский-на-Клязьме.
Дорогами в те времена в основном были реки, а по суше прокладывали путь на лошадях по берегам рек.
Однако, перед походом на Новгород в 1014 году, Владимир Красное Солнышко, приказывает изначально «теребить путь и мостить мосты». Для мощения дорог стали использовать стволы деревьев и ветки. Для возведения таких мостов существовала отдельная пошлина, собираемая с населения.
С 1238 года русские средневековые княжества соединяют дорогами между собой потомки Чингисхана, перемещающие вне рек огромное количество людей и груза.
Позже, уже в XIV веке появляется Стромынка – дорога из Москвы на Юрьев—Польский, Суздаль и Шую, в XV веке – Владимирский тракт (с XIX века кандальная Владимирка), в XVI веке Архангелогородский тракт. Пока грунтовые.
Организованное строительство дорог начинает развиваться при Иване III и достигает своего апогея при Петре I, который учредил специальных дорожных комиссаров, поставил 552 верстовых столба, окрашенных красной краской, посадил более 200 тысяч деревьев вдоль дорог для снегозадержания и водоотведения. Также деревья позволяли найти дорогу снежной зимой.
В середине XIX века дороги, наконец, начали мостить песком и щебнем, появились первые шоссе. Для строительства приглашались французские и английские инженеры, изобретались новые системы устройства дорог. До 1860 года, хоть и не везде, российские дороги были лучшими в мире.
Указом императрицы Елизаветы Петровны в России в 1752 году вводится правостороннее движение.
И, конечно, уделялось внимание подготовке кадрового состава для обеспечения порядка на дорогах и содержания дорог в должном состоянии.
Для этого издавались «Инструкции дорожным мастерам», в которых указывалось:
«Дорожные мастера избираются изъ лицъ грамотныхъ, трезвыхъ и прошедших практическую подготовку въ должности старшаго рабочаго на шоссе;
«Дождь, снегъ и вообще ненастье не должны служить предлогомъ для отлучки какъ дорожнаго мастера съ своего участка, такъ и рабочихъ с работъ, напротивъ – тогда особенно необходимо постоянное присутствие дорожнаго мастера на шоссе для предупрежденiя и исправленiя могущихъ образоваться повреждений;
Зимой предписывалось «Для уничтоженiя вреда отъ раскатовъ, насыпать тамъ, гдъ они образуются, снъжные валики, высотою отъ ¾ до 1 аршина».
Весной «Открывающiеся весною пучистыя мъста покрывать застилкую хвороста, образую тюфяки, которые поправлять до совершеннаго просыханiя шоссе».
Считалось, что «Сырое время, есть лучшее время для производства розсыпей, поэтому этимъ временем надо дорожитьъ и съ розсыпями спъшить. Мелкiй ремонт шоссе, состоящiй въ задълке всъх колевинъ, ямъ и неровностей, долженъ быть оконченъ к 1 iюня».
При наблюдении за проездом, дорожный мастер должен был наблюдать, что «Вслучаъ корма лошадей травою на обрезахъ, дозволяется проезжающемъ по шоссе въ лътнее время наблюдать, чтобы при семъ не было причиняемо порчи шоссе, канавам и обочинам».
А для поднятия престижа профессии дорожного мастера «за отличное усердное и радивое исполненiе обязанностей, находчивость и бережливость, дорожный мастеръ в конце ремонтного года может быть представленъ к денежной наградъ по усмотренiю Управы».