В 2025 году наша страна будет отмечать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Этот день, как и все 1418 дней самой масштабной и жестокой войны, не обошёл ни одну семью в России: деды, прадеды, прабабушки, а у кото-то ещё и бабушки – все, как единый организм мужественно отстаивали независимость своей страны.
На фронте и в тылу круглосуточно российских народ день за днем ковал нашу победу.
Не оставались в стороне и наши доблестные дорожники.
Многолетний руководитель Владимирского областного дорожного управления Владимир Иванович Шевчук пришёл в отрасль прямо с фронта.
Родившись в 1912 году, получив образование, уже в 1939 году был призван в ряды Красной Армии из Ивановского Облвоенкомата, участвовал в Польской, Финляндской компаниях.
И в первые дни Великой Отечественной войны остался в рядах Красной Армии и продолжил свое воинское служение.
30.12.1942 года, как раз по Новый 1943 год, награжден медалью «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ».
Но особый талант руководителя, инженера-дорожника проявил во время Никопольско-Криворожской и Березнеговато-Снегиревской наступательных операций.
Немцы плотно расположились в районе Апостолово, Кривого Рога и Нового Буга – здесь находились месторождения марганца, которые использовали немцы для высокопрочных сортов стали и терять этот плацдарм не хотели.
Немецкая армия имела 17 пехотных, 2 танковые, 1 моторизованную дивизии, танковый батальон и 8 дивизионов штурмовых орудий. Никопольско-криворожскую группировку поддерживал 1-й авиационный корпус 4-го воздушного флота — 540 000 человек, 2416 орудий, 327 танков, 700 самолётов.
На никопольском и криворожском направлениях немцы создали мощную оборону. Её первый рубеж имел три ряда траншей и окопов, прикрытых проволочными заграждениями и минными полями. Высоты и населённые пункты, находившиеся в ближайшей глубине обороны, были превращены в сильные узлы сопротивления и опорные пункты. В январе 1944 года с опорой на естественные преграды — реки Каменка и Днепр — спешно оборудовались оборонительные рубежи в оперативной глубине. Непосредственно никопольский плацдарм обороняли 8 пехотных дивизий и 3 дивизиона штурмовых орудий, объединённых в оперативную группу Ф. Шернера.
Для советских войск условия наступления ухудшала погода – к концу февраля началась распутица, не говоря о том, что дорог зачастую не было вообще.
«Много я повидал на своем веку распутиц. Но такой грязи и такого бездорожья, как зимой и весной 1944 года, не встречал ни раньше, ни позже. Буксовали даже тракторы и тягачи. Артиллеристы тащили пушки на себе. Бойцы с помощью местного населения переносили на руках снаряды и патроны от позиции к позиции за десятки километров.
3-й Украинский фронт испытывал острый недостаток в боеприпасах. Помогали самолёты По-2 и частично тягачи. Положение было не из лёгких.» — вспоминал Маршал Советского Союза А. М. Василевский
Никопольско-Криворожская операция началась утром 30 января переходом в наступление войск 6-й и 37-й армий 3-го Украинского фронта на вспомогательных направлениях. 6-я армия силами трёх стрелковых дивизий преодолела сопротивление и контратаки противника и овладела Петровкой (6 км западнее Томаковки), продвинувшись на 3—4 км. Дивизии 82-го стрелкового корпуса 37-й армии, наносившие удар из района Весёлые Терны, прорвали оборону врага на 8-километровом участке и за день продвинулись до 8 км. Противник, посчитав, что наступают главные силы фронта, перебросил на это направление из резерва 9-ю и 23-ю танковые дивизии, насчитывавшие 180 танков. Развернулись ожесточённые бои по отражению контратак противника. 60-й гвардейской и 244-й стрелковым дивизиям 6-й армии также удалось вклиниться в оборону врага.
31 января в наступление перешли главные силы 3-го Украинского фронта. Атаке пехоты и танков предшествовала 50-минутная артиллерийская и авиационная подготовка. Вскоре немецкая оборона была прорвана.
К этому моменту Владимир Иванович Шевчук уже был Исполняющим Должность Начальника Дорожного Отдела Управления Тыла 46 Армии – лично руководил всеми работами непосредственно как в тылу, так и на линии фронта.
Он сумел в условиях распутицы и отсутствия каких-либо путей сообщения организовать дорожные части на выполнение задач по прокладыванию армейских дорог, благодаря чему автомобильный транспорт с боеприпасами и продовольствием проходил к линии фронта без задержек и в ходе боев, которые шли 22 дня, советским войскам удалось освободить Апостолов, Кривой Рог, Новый Буг.
За мужество и героизм, проявленные войсками 3-го и 4-го Украинских фронтов в Никопольско-Криворожской операции, 28 соединениям и частям присвоены почётные наименования Криворожских и Никопольских, 14 солдатам присвоено звание Герой Советского Союза, а Москва салютовала воинам-освободителям 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.
За мужество и отвагу, проявленную в ходе этих военных операций, Владимир Иванович Шевчук был удостоен высокой Правительственной награды – Орденом «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 2 СТЕПЕНИ», о чем 15 марта 1944 года был подписан Наградной лист Начальником тыла 46 Армии Генерал-майором Лунёвым И.Ф.
В 1946 году Владимир Иванович возвращается с фронта в город Владимир и Решением исполкома
Владимирского областного Совета депутатов трудящихся его назначают Начальником областного
дорожного отдела. И здесь проявились его организаторские, управленческие способности- в области
формируется система зонирования автодорог, создается учебная база для подготовки дорожных
специалистов. И за 35 лет бессменного руководства дорожной отраслью Владимирской области,
Владимир Иванович вникал во все проблемы региона, старался обеспечить область подъездными
путями к населённым пунктам и сегодня Владимирская область имеет одну из самых разветвленных
сетей автодорог. И ответственный подход к делу, заложенный В.И. Шевчуком продолжают уже новые РкРР
поколения дорожников.